В России QR-коды могут ввести в общественном транспорте

Нередко информация о запуске QR-кодов анонсируется властями регионов в социальных сетях или в телеграмм-каналах, и часто – только в общих чертах. При этом с момента появления этого анонса до публикации обновлений в указе губернатора, где могут содержаться важные для пассажиров нюансы, проходит 1-2 дня.

По мнению Общероссийского объединения пассажиров, это не поможет остановить распространение инфекции, но блокирует работу транспорта и разорит перевозчиков.

QR-код для поездок на поезде, маршрутке, автобусе, перелетах на самолетах

Введение QR-кодов для посадки в общественный транспорт не поможет справиться с распространением коронавируса. Эта мера только создаст проблемы для пассажиров и разорит транспортные компании. Об этом заявило Общероссийское объединение пассажиров, которое направило соответствующее письмо вице-премьеру, председателю оперштаба по борьбе с распространением коронавируса Татьяне Голиковой.

«Все эти меры [введение QR-кодов для проезда в общественном транспорте, для покупки билета на самолет и т.д.] не имеют обоснований и не позволят снизить темпы распространения коронавируса, но приведут к банкротству тысячи транспортных предприятий по стране. Это обстоятельство будет способствовать транспортному коллапсу российских городов и снижению транспортной доступности пассажиров», — говорится в письме.

Как считает объединение, проверка QR-кода требует дополнительных 20–30 секунд на каждого пассажира, что в часы пик может привести к блокировке работы общественного транспорта. Кроме того, лишнее время, которое уходит при посадке пассажиров на каждой остановке, удлиняет маршрут и увеличивает расходы перевозчиков. По мнению авторов письма, введение системы кодов ставит перевозчиков на грань банкротства.

Объединение также отметило неравномерность введения QR-кодов в разных видах транспорта. «Вводить QR-код в городском транспорте, но не вводить его в пригородных поездах, поездах дальнего следования или в гражданской авиации выглядит нелогичной мерой», — говорится в обращении.

Ассоциация предложила другие меры, которые помогут справиться с распространением инфекции, в отличие от введения кодов в транспорте. С точки зрения авторов письма, следует изменить график работы крупнейших предприятий городов. Это позволит перераспределить пассажирские потоки во времени, в результате в общественном транспорте во время поездки на работу будет скапливаться меньше людей.

Объединение пассажиров добавило, что в ряде российских регионов не хватает вакцин, поэтому запуск QR-кодов на транспорте в этих субъектах может поспособствовать распространению фиктивных справок о вакцинации, говорится в письме.

«Уважаемая Татьяна Алексеевна [Голикова], просим вас дать соответствующее поручение для разработки актуализированных мер снижения распространения коронавируса для транспортного комплекса для использования субъектами Российской Федерации, которые бы носили системный характер и их можно было бы выполнить, но при этом не привели к банкротству тысячи компаний в стране и способствовали защите наших пассажиров», — резюмировали авторы обращения.

Они отметили, что следует прописать необходимость применения QR-кодов и механизм их проверки. Кроме того, объединение попросило привлечь к обсуждению представителей профильных общественных организаций и экспертов отрасли.

Авторы обращения указали, что остальные меры предосторожности в общественном транспорте оправданы и контроль за ними надо усилить. В том числе нужно тщательнее проверять наличие масок у водителей, кондукторов и пассажиров, особенно в поездах дальнего следования. «Если в городском транспорте средняя поездка пассажира занимает не более одного часа, то в поездах дальнего следования пассажир может находиться десятки часов, а инструменты контроля масочного режима или термометрия в плацкартных поездах не выдерживает никакой критики, так как все эти процедуры носят формальный признак», — говорится в обращении.

Объединение предложило предоставить скидку вакцинированным пассажирам на проезд в городском транспорте (компенсируя потери перевозчикам, но мотивируя пассажиров пройти вакцинацию) и открыть пункты вакцинации на вокзалах и в аэропортах.

РБК направил запрос в пресс-службы правительства и Минтранса, а также обратился за комментарием в аппарат Голиковой.

В июне 2021 года Минтранс потребовал от российских авиакомпаний дать пассажирам возможность авторизоваться по сертификату о вакцинации от коронавируса, соответствующее поручение дала Голикова.

Регионы, где ввели QR-кода при посадке на самолет

В начале ноября первые регионы ввели требование QR-кода при посадке на самолет. С 23 ноября они потребуются при посадке на авиатранспорт по всем направлениям Камчатского края, а также на часть междугородных маршрутов автобусов. В Хабаровском крае с декабря ведут проверку QR-кодов в здании международного аэропорта Хабаровска и при продаже авиабилетов. С 7 ноября такие коды стали обязательными для использования междугороднего автомобильного и железнодорожного транспорта на территории региона.

Введение QR-кода в общественном транспорте с 20 ноября 2021

В Татарстане с 20 ноября жители смогут воспользоваться общественным транспортом только при наличии QR-кода или справки о медотводе от вакцинации.

Введут ли QR-кода во всех регионах России в самолетах и поездах

Усиление антиковидных ограничений во всех регионах РФ на федеральном уровне и введение QR-кодов на авиационном и железнодорожном транспорте пока не обсуждается в Кремле. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. По словам представителя Кремля, за данные меры отвечает правительственный штаб, в администрации президента подобных обсуждений не ведется. Ранее Песков оценил обстановку на белорусско-польской границе, выразив надежду, что ситуация никак не повлияет на безопасность РФ.