Обслуживание цепи – краеугольный камень для многих производственных предприятий, велосипедистов и байкеров. Относительно того, чем, как, когда смазывать цепь и когда ее менять существует множество мнений.
Ясно одно: неухоженная цепь плохо влияет на плавность хода и повышает износ звездочек. А ведь цепь стоит недешево, так что все же стоит за ней ухаживать. Вполне однозначным является тот факт, чтогораздо дешевле приобрести качественные и проверенные средства для ухода за цепью, чем тратиться на новую.
Цепь состоит из двух групп звеньев – внутренних и внешних. Внутренние звенья представляют собой две боковые пластины, жестко соединенные между собой расклепанными по краям втулками. На каждую втулку с минимальным зазором надет свободно вращающийся ролик.
Внешнее звено состоит из двух пластин, соединенных стержнями, пропущенными сквозь отверстия втулок внутренних звеньев и расклёпанными на концах. То есть в цепи существуют две группы пар трения: втулка-стержень и втулка-ролик. Раньше грамотные мотоциклисты периодически снимали цепь, отмывали в бензине, затем «варили» в графитной смазке, а не шибко грамотные – в солидоле. При нагреве воздух в зазорах расширялся и выходил наружу, а при последующем охлаждении в кастрюльке вместо него засасывалась разогретая смазка для цепей.
Такой обработки хватало ненадолго, да и проводили ее нечасто (кому охота пачкаться в «графитке»?). Лентяи же, в лучшем случае, щедро поливали цепь отработкой, которая исчезала с цепи после нескольких десятков километров пути и чуть спустя обнаруживалась на мотоцикле и одежде его владельца. Вот почему цепи долго не жили.
Начнем с описания типов смазок. Они бывают следующих видов:
- Аэрозольные, в баллончиках. Такая смазка проникает в самые труднодоступные места смазываемого узла, однако при распылении может попасть туда, куда не нужно (на обода, покрышки и пр.)
- Жидкие, в банках, флаконах и масленках. Возможно их точечное применение. С помощью шприца можно капнуть маслом точно в нужное место, например, в промежутки между роликами и боковыми пластинами звеньев цепи.На морозе такие смазки густеют, что усложняет процесс нанесения
- Двухкомпонентные. Особенность – смазка легко проникает под ролики цепи, потом растворитель там испаряется и остается густая смазка. Перед эксплуатацией необходимо время для высыхания растворителя
- Густые, в банках или тюбиках. Их трудно нанести в нужное место цепи. Перед каждым обслуживанием необходимо тщательно чистить цепь
Периодичность смазки цепи зависит от условий ее эксплуатации, качества смазки и погоды. Обычно рекомендуют смазывать цепь каждые 500…1000 километров пробега и после езды во время дождя. Определяется, что цепь пора смазывать, достаточно просто – если посередине валики цепи сверкают чистым металлом, то давно пора. Это обычная ситуация после езды во время сильного дождя, когда на асфальте много воды.
Снаружи ролика избыток смазки крайне не желателен. На него налипает песок, способствующий абразивному износу и звездочек, и роликов цепи. Поэтому цепь необходимо очищать перед смазкой. Очень важно очистить резиновые уплотнения цепи для того, чтобы песок и пыль не могли попасть под уплотнения.
Чтобы не ошибиться:
- Покупайте смазки для цепи только известных производителей. На упаковке должна быть указана страна-изготовитель
- Более высокая цена – не всегда признак более высокого качества
- Если при встряхивании баллончика из него донесся стук шариков, это знак того, что содержимое необходимо тщательно перемешать энергичным встряхиванием
- Не вдыхайте распыляемую жидкость